«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» /М. Монтессори/
Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук. Мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи. М.М.Кольцова, доктор медицинских наук, профессор-физиолог считает, что дети, совершающие многочисленные движения пальцами рук, развиваются в умственном и в речевом отношении быстрее других.
Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
И это мастерство необходимо развивать, так как умными пальчики становятся не сразу.
К сожалению, мы, взрослые, желая облегчить себе жизнь и сэкономить время, сами того не замечая, лишаем возможности ребенка больше работать руками. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, приходилось выполнять большую часть домашних дел руками: стирать и отжимать белье, вязать, вышивать, штопать, чистить и выбивать ковры и т. д. Сейчас же куда проще и быстрее использовать соответствующую машину, чтобы постирать, связать, почистить, взбить.
В современном мире, не каждый может найти время для того, чтобы дождаться, пока ребенок самостоятельно зашнурует ботинки или застегнет все пуговицы на куртке или рубашке. Поэтому родителям проще купить вместо ботинок со шнурками – ботинки на липучках, вместо рубашки – футболку, а вместо куртки на пуговицах – куртку на молнии или на тех же липучках. А делать это не следует, т. к. в результате из жизни ребенка максимально исключаются мелкие движения пальцами.
Уважаемые родители, используйте всякую возможность дома, во дворе, во время выездов на дачу, на природу, к морю для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук вашего ребенка. Это будет способствовать не только развитию речи, повышению работоспособности коры головного мозга, но и будет развивать у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение, снимет тревожность.
Как же организовать ручную терапию в домашних условиях?
Покупайте своему ребенку одежду способствующую развитию ручной умелости. И самое главное находите время, для того чтобы дождаться, пока ребенок самостоятельно зашнурует и завяжет бантики на ботинках, застегнет все пуговицы на рубашке или куртке!
Вы решили приготовить салат? Позвольте своему малышу снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать вареные яйца, мандарины… А какое удовольствие доставит ребенку взбивание, размешивание, отливание, доливание, перемешивание, взбалтывание продуктов и жидкостей, особенно если он делает это сам.
Поверхность холодильника – это замечательное «поле действий» для юных исследователей. Купив мелкую (учитывайте возраст ребенка!) мозаику: магнитные фигурки, цифры, буквы, геометрические фигуры, вы займете ребенка полезным и познавательным делом, а сами успеете приготовить обед.
Смешайте небольшое количество гороха и фасоли (любой другой крупы) и попросите ребенка побыть «Золушкой» – перебрать крупу, разложив ее по тарелкам (желательно сортировать крупу пальцами обеих рук одновременно).
Предложите придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
Неплохо иметь дома мешочек с рисом, в который закапываются мелкие игрушки. Ребенок с интересом доставая их, стимулирует, таким образом, пальцы твердыми зернами риса.
Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. “Ходить” можно поочередно, то одной, то другой рукой, а можно и двумя одновременно, проговаривая:
В зоопарке мы бродили, к каждой клетке подходили И смотрели всех подряд: медвежат, волчат, бобрят.
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – “лыжи”. Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на “лыжах”, делая по шагу на каждый ударный слог:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы
Мы любим забавы холодной зимы!
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
Имейте дома – набор веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;
- цветные клубочки ниток для перематывания.
Очень полезно покатать между двух ладоней шестигранный карандаш (грецкие орехи; каучуковые, резиновые мячи с шероховатой поверхностью…): Карандаш в руке катаю, между пальцами верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу!
Грани карандаша легко «укалывают» ладони ребенка, активизируя нервные окончания, снимают напряжение.
Можно предложить ребенку покатать между ладонями круглую щетку для волос: «У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки
Но еще сильней, чем ельник, нас уколет можжевельник».
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.
Всевозможные конструкторы, счетные палочки (из них строим колодец или «сруб» и чем выше и ровнее, тем лучше), мозаики, тесто для лепки развивают гибкость и подвижность пальцев.
И, конечно, любимые всеми детьми и очень полезные занятия рисованием, лепкой, аппликацией. Для этого дома необходимо иметь весь набор для детского творчества: карандаши, фломастеры, краски, ручки, бумагу, ножницы, пластилин…
Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывают нетрадиционные виды аппликации: салфеточная, аппликация из крупы, бусинок, бисера. Подберите пуговицы разного цвета, размера, фактуры. Из них можно выложить забавную матрешку, мячики, снеговика, бабочку…
Летом прекрасным тренажером для рук является песок (в песочнице, на берегу моря, у реки…).
Покажите детям, как можно, глубоко погрузив руки в чистый песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просевать, оставлять отпечатки своих ладоней на влажном песке.
Заройте в песок разноцветные камешки или мелкие не острые игрушки и поиграйте с ребенком в сыщиков – «где же спрятался мой секрет».
Стройте из песка лабиринты, башни, колодцы. Рисуйте пальцами на песке, пишите буквы, слова, цифры.
Выезжая «на природу» используйте для развития пальчиков любой подручный материал: камешки, шишки, веточки, скорлупки орехов, траву. Пусть ребенок выкладывает из них картины, катает между ладонями, плетет венки, делает забавные поделки…
На даче собирая урожай ягод, овощей, плодов у ребенка развивается общая и мелкая моторика: нужно не просто сорвать плод, ягоду, но и аккуратно, не помяв и не раздавив, положить его в корзину.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук, очень много. При желании, особенно если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь – учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. И конечно желание взрослых помочь своему ребенку развиваться. Необходимо помнить, что развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи.